1. Выбор эскиза.
Не каждая картина, сюжет и т.д., найденный вами на просторах интернета может быть витрабельным (как я это называю), т.е. может быть перенесен на стекло, по причине того, что возможности наши ограничены контуром и спецификой витражных красок. Мне довольно таки сложно, например, представить портрет, выполненный в этой технике или классический пейзаж. Заливной витраж предполагает четкие сегменты, ограниченные контуром, и как правило, это либо флора-фауна, либо архитектура, либо какие то детские, фантазийные сюжеты.
Как правило, на 90% я рисую эскизы сама, но я не художник во первых, а во вторых, не вижу ничего зазорного воспользоваться готовым материалом, не забыв при этом указать авторство первоначальной идеи.
Для своей работы я выбрала довольно таки сложный эскиз: картину великолепного художника Александра Стародубова, в работах которого есть грусть, душа, ностальгия…..одним словом, его творчество трогает меня за живое. Вот она
Делать один в один это мувитон))), поэтому, я выбрала совершенно другие цвета, и «перевела» его работу в витрабельный эскиз. Делала я это прям на стекле, чтоб не терять время. Если у вас еще нет для этого достаточных навыков, обведите все линии ручкой или линером или сделайте собственный эскиз, положив кусок кальки на распечатанный рисунок.
Я распечатала ее размером А3 (30*40см), подложила под заранее вырезанное в мастерской и обезжиренное ацетоном стекло (я не пользуюсь готовыми рамками) и начала процесс наложения контура. ВНИМАНИЕ!!! Режущая кромка стекла должна быть зашлифована, иначе порежете руки. Если пользуетесь готовой рамкой со стеклом (фото рамка например), пройдитесь шкуркой по кромке стекла.
2. Выбор и наложение контура.
В продаже имеется множество продуктов для росписи по стеклу, но отнюдь не все они интересны нам и полезны. Поверьте мне, что я провела довольно таки дорогостоящее исследование (путем сметания с полок всего подряд) закромов нашей родины и обнаружила, что к употреблению (в той технике, в которой работаю я) пригодны контуры по стеклу двух производителей: Pebeo, которые выглядят так…так, только так и никак иначе….по причине того, что у Пебео есть еще контуры Порцелан под обжиг и прозрачные цветные контуры. Они тоже хороши, но я ими не пользуюсь для своих работ. Стоимость от 115 до 135 рэ, в зависимости от места покупки. Представлены в сети Триколор, Черная речка. В Передвижнике их нет.
Я работаю контуром «на весу», а не веду носиком по стеклу, поэтому, для меня важно такое свойство контура как тягучесть. Пебешки отлично тянутся, но у них есть один существенный недостаток, который доставляет немало хлопот и прибавляет немало седых волос: у них постоянно забивается носик. Я прочищаю так: откручиваю насадку и с обратной стороны шурую зубочисткой. Через полгода шурования меня это достало окончательно и я направила свои стопы до художки за новыми контурами. Ими оказались Пасты для реставрации багета компании ТАИР. В полном ассортименте они представлены в сети Передвижник, цветов масса, но мне больше всего понравились те, на которых есть дополнение в названии «Антик»: они более густые, и цвета естественней. Стоимость от 130 до 150 рэ в зависимости от цвета. Выглядят они так
Тянутся они так
То есть, начиная линию, мы крепимся контуром к стеклу, и начинаем тянуть линию на весу, которая сама упадет куда ей надо))) Чтоб она упала туда, куда надо нам, мы не смотрим ни на носик, ни на место, где должна закончится линия…..мы смотрим только на эту замечательную, блестящую колбаску и управляем ее падением)))))))))))) Чем быстрее мы двигаем руку, тем тоньше будет колбаска, но нам этого не надо (она и так получится тонкой), нам нужна достаточная высота бортика контура, чтоб в последствии краска не переливалась через борта и не смешивалась между собой в сегментах.
Итак, рисуем прямую линию…
Достаем набор маньяка: салфеткой мы вытираем носик контура, зубочисткой гладим стыки, а ватной палочкой убираем неудачные линии
Прислоняем носик к стеклу и аккуратно надавливаем на тюбик: давление не должно быть сильным, со временем, вы почувствуете нужную силу….чтобы оборвать линию, достаточно стукнуть носиком по стеклу. Если линия оборвалась, мы легко можем ее продлить
Для этого мы как бы припаиваем новую линию к старой….но на стыке мы видим неаппетитный бугорок….его то мы и проглаживаем острием зубочистки
С помощью той же зубочистки мы можем делать идеально аккуратные стыки, углы и сложные фигуры
Контурная паста Таир настолько эластичная и тягучая, что мы не отрывая руки от эскиза можем набирать и такую черепичку например
На том же фото вы видите ну типа фрагмент), в котором использовался контур внахлест, т.е. на уже существующую линию мы накладываем вторую. Тут есть, как говорят в Одессе, одно что))) Лучше всего это делать по сырому, пока контур не схватился, т.к. верхняя линия должна обнять нижние, как бы спаяться с ними, чтобы не было окошек, через которые может впоследствии вытечь краска из сегмента. Поэтому, мы должны убедиться, шо у нас все припаялось к стеклу. Если нет, то при высыхании, мы можем колбаску контура как бы прижать зубочисткой к стеклу.
При всех своих свойствах, которые нам полезны, Таировская паста имеет и не очень приятную особенность: она неожиданно обрывается (как у Вишневского «Ах как внезапно кончился диван»))), с этим мы боремся так….Вскрываем тюбик, берем длинную толстую проволоку и хорошенько шуруем ею в тюбике, перемешивая содержимое….затем прикручиваем носик, закрываем его колпачком и как зубную пасту, с нажимом перегоняем содержимое к носу. На полчасика в холодильничеГ и вуаля!!!
Если вам не понравилась какая то линия или даже целый фрагмент, не надо стирать это все по сырому, дождитесь, когда контур подсохнет и вырежьте аккуратненько неудачное место канцелярским ножом. Контур легко отделится от стекла.
Если вы уже знаете, что краска в близлежащих сегментах будет одного тона, то лучше дождаться высыхания основных линий и сверху продолжить дорабатывать фрагмент, чтобы не повредить случайно нижних линий
Ну вроде, по верхам пробежались….начинаем наш контур, пользуясь отложенными в кладовочку черепной коробки знаниями)))))))
Выбираем отправную точку (в нашем случае например, глупо начинать с мостовой или деревьев) и аккуратно двигаемся, набирая контуром крупные сегменты и деля их на более мелкие.
В этой работе использовались 4 цвета контура, фото выше.
3. Наложение красочного слоя.
Контур готов, высох (час-полтора до полного высыхания) и начинается самый вкусный процесс: наложение красочного слоя. В работе я использую краски Idea Vetro Color
Краска имеет консистенцию густого сиропа, цвет оооочень насыщенный, поэтому нам просто необходимы Медиум (№700) и Тиннер (№702). С помощью Медиума мы делаем цвет менее насыщенным, играем полутонами, с помощью Тиннера мы делаем краску нужной нам консистенции, текучей. В идеале, чтоб смешивались на стекле оттенки нам нужна консистенция чая с дестью ложками сахара или сливок 50% жирности))), т.е. капля на стекле должна растекаться, а не стоять бусинкой, но краска не должна быть такой жидкой, чтоб стекать к бортам контура, обнажая середину (красиво сказала))).
Покрывные, непрозрачные цвета я мешаю через белый: 30% медиума, 30% тиннера, остальное чистой краски, в отдельной баночке. Затем на палитре смешиваю, добавляя цветной прозрачной краски на кончике кисти. Чтоб не загадить палитру (у меня обычная пластиковая), я упаковываю ее в фольгу. Потом фольга с остатками краски летит в ведро и мы имеем чистую палитрочку)))
Вообще, в моем понимании, классическая заливная картина это всегда «на кончике», т.е. я никогда не пользуюсь чистыми цветами. Я делаю так:
1. В маленьких пластиковых баночках с крышечками я намешиваю основные цвета: медиум+тиннер+черный на кончике кисти (для холодных тонов) и та же комбинация, только вместо черного коричневый (для теплых тонов). В итоге мы получаем свеееетло коричневый и свеееетло серый цвета, через которые впоследствии выходим в нужные нам оттенки. Этим самым мы как бы глушим цвета, делаем их естественными, не мультяшными.
2. На палитру выливаем из баночек серый и коричневый и вмешиваем розовый, голубой, зеленый…..т.е. создаем оттенки, нужные нам для нашей работы. Я всегда мешаю 2 тона одного оттенка: например темно желтый и светло желтый….мне очень нравится объем, картина впоследствии как бы оживает.
3. Выбираем сегмент, который будем заливать, и по очереди наносим кистью цвета (кисть вытираем о салфетку)
Например, в козырьке над дверью светло серый, темно серый, сиреневый и зеленый, которые так же сделаны через серый. В стеклах окон три оттенка голубого, так же выведенные через серый. В стенах дома более 15 различных цветов, которые я смешивала прям на стекле, нанося поочередно и размывая кистью.
Так же, в этом фрагменте вы видите использование покрывных (непрозрачных красок), 4 оттенка, наносились поочередно. С покрывными красками нужно быть очень осторожными: нужна определенная высота заливки, т.к. если краски мало, она осядет в последствии и будет «светиться» стекло, если перелить, то испачкается контур, что придаст работе неряшливый вид. Кроме того, если радом находятся прозрачные и непрозрачные сегменты, заливать одновременно их нельзя: обязательно затечет краска, т.к. они имеют разную плотность: залили покрывную, покурите 15 минут, мужа поцелуйте, винца хряпните)))), и у же можно продолжать работать прозрачкой.
Как мы делаем заливку: двигаемся от центра к перефириям, чтоб не лезть через уже готовые сегменты, сначала заливаем мелкие сегменты (стекла окон, рамы), а потом уже принимаемся за стены, крышу. Я всегда начинаю работу с центра стекла и иду потом вправо и влево. Самые большие куски, с большой заливкой (небо например) я оставляю на самый финал. Заливаю я всегда «живой» кистью: она имеет идеальный кончик, который хорошо держит каплю, большие сегменты плоской синтетикой (у меня десятка).
При заливке мы работаем каплей, ворсом кисти по стеклу не возим! Зацепили каплю, положили ее на стекло и если краска правильной консистенции, она сама потечет к бортам, а мы лишь помогаем ей кончиком кисти.
Заливаем большие куски и под крышечку, чтоб не оседала пыль
В итоге получаем такую цацу))) На эту работу у меня ушло около пяти дней: три из которых на контур. Четкого эскиза не было, приходилось на ходу что то придумывать, экспериментировать, материться, стирать и переделывать)))))))))))