о. а можно поподробнее? Чем чревато? и "долго" - это сколько?
В принципе двигателю постоянного тока без разницы в какую сторону вращаться. Однако, практически 80% времени вы работаете при положительном вращении. За это время щётки притираются к коллектору двигателя. До эксплуатации рабочая поверхность щёток плоская. В процессе работы и притирки рабочая поверхность щёток становится полукруглая. При этом "полукруглость" не симметричная и имеет клиновидную форму. После того, как всё притерлось и устаканилось двигатель приобретает свои максимальные рабочие характеристики.
Когда Вы переключаете на реверс, то меняется геометрия, а точнее площадь соприкосновения щёток и коллектора. Это влияет на протекания тока через цепь "щётка - коллектор". Характеристики ухудшаются. Так будет происходить до тех пор пока геометрия не подстроится под реверсивное вращения. Если это будет происходить долго, то щётка "переточится" по реверс. Тогда характеристики на реверсивном вращении будут лучше, чем на прямом.
В цепи "щётки - коллектор" стачиваются не только щётки, но и медные ламели коллектора. Конечно-же медленне, чем щётки, но всё же стачиваются. При этом форма борозды на коллекторе от стачивания приобретает свою специфическую форму. Характерную для направления вращения, что тоже влияет на характеристики протекания тока в двигателе.
И напоследок. Как это понять не разбирая двигатель. Очень просто. Каждый из вас замечал, что при одних и тех же оборотах в прямом вращении двигатель работает тихо и хорошо держит нагрузку, а при переключении на реверс начинает свистеть и слегка вибрировать.
Вот вам проявление этого эффекта.